Существует заблуждение, что изобретением резины европейцы обязаны Колумбу. На самом деле всего лишь оставил описание того, как туземцы островов Гаити играли с мячом, сделанным из сока какого-то растения. Само растение — а это было каучуконосное дерево — путешественник не видел.
Значительно позже европейцы, побывавшие в Америке, познакомились с каучуком поближе и даже научились, подобно местным жителям, пропитывать соком дерева Уле (индейское название этого растения) свои плащи. Но в Старый Свет каучук попал только в 1751 году. Немного застывшего сока привез математик Лакондамин. Он долго наблюдал за своим «трофеем», но никак не мог сообразить, какую пользу он может принести ему лично и человечеству в целом. Кроме эластичности каучук не имел никаких других свойств. Поэтому математик назвал американскую резинку гуммиластиком и забыл о ней.
И только почти 20 лет спустя застывшему соку нашли применение. Английский химик Пристли в 1770 году однажды заметил, что им можно стирать записи, сделанные карандашом. Таким образом, каучук стали хоть как-то использовать. Он получил уменьшительно-ласкательное прозвище «ластик» и очень полюбился школьникам. Особенно двоечникам. Представляете, сколько плохих оценок было удалено из дневников нерадивых учащихся! Но на большее заморский сок долгое время не годился.
Однако опыты с каучуком продолжались. Шотландский химик Чарльз Макинтош однажды случайно испачкал им то ли пиджак, то ли брюки. Оказалось, что испорченная вещь приобрела водонепроницаемые свойства. Так родился прорезиненный плащ, названный в честь его изобретателя макинтошем. Однако «шотландский дождевик» далеко не сразу завоевал всеобщее признание. Дело в том, что натуральный каучук при похолодании терял свою эластичность, а в жару - и того хуже - размягчался, становился липким и начинал дурно пахнуть.
Еще не зная о таком свойстве материала, английский сапожник Рилли начал выпускать резиновую обувь. Говорят, его товар поначалу вызвал большой интерес. Но когда припекло летнее солнышко, сапоги и калоши буквально расплавились на полках лавки.
Чарльз Гудир
Несмотря на неудачу, постигшую Рилли, его дело продолжил американец Гудир. Он был бедным человеком, но, поставив перед собой цель «приручить» каучук, упорно добивался ее достижения. Рассказывают, что один промышленник, заинтересовавшись опытами изобретателя-самоучки, решил отыскать его. Он поинтересовался у соседей, как найти господина Гудира. Ему ответили, что «если вы встретите человека в резиновых шапке, брюках, сюртуке, накидке, башмаках и с резиновым кошельком без единого цента в нем, то это и будет Гудир». Насмешки оказались безосновательными: на самом деле изобретатель совершил переворот в технологии изготовления резиновых изделий. Он открыл принцип вулканизации резины, то есть особой обработки каучука, при которой последний соединяется с серой и вследствие этого приобретает способность не реагировать на перепады температуры. Так, только с появлением вулканизированной резины сок дерева Уле стал полезен человеку. А до этого он — не стоит заблуждаться — только-то и всего, что помогал двоечникам «исправить» плохие оценки.
Автор: Mykhailo
0 коммент.:
Отправить комментарий