Считается, что Прокудин-Горский совсем мало занимался портретной
съемкой. Все видели его знаменитые фотопортреты Льва Толстого, эмира
Бухарского, хана Хивинского, Фёдора Шаляпина, плюс крестьянские девушки
с брусникой. Вот, пожалуй и всё, что большинство почитателей смогут
вспомнить навскидку.
Между тем, на снимка Сергея Михайловича, если рассматривать их в высоком разрешении, можно найти несколько сотен хорошо различимых лиц. Проблема в том, что человеческая мимика весьма подвижна, и даже если Прокудину-Горскому старательно позировали, три экспозиции в течении нескольких секунд неизбежно приводили к появлению «шевеленки» на лицах. На крупном плане это почти незаметно, однако при многократном увеличении всё это «вылезает» и требуется дополнительная и весьма сложная реставрация, чтобы получился хороший фотопортрет. Лучше всего с этой задачей справлялись братья Ходаковские, работы которых мы уже представляли ранее.
Я решил сделать из прокудинских снимков нечто «вроде портретной галереи», собрать все хорошо различимые лица воедино и провести обзор в нескольких частях. В каждый выпуск случайная выборка из нескольких портретов, представляющих разные регионы, этносы, профессии и сословия. По ссылке можно посмотреть целиком фотографию, из которой вырезаны изображения лиц.
«На жнитве»:
Снимок целиком
С этими русскими крестьянами есть некоторая загадка. Этот и парный ему снимок помещены в конец альбома «Мариинская система» 1909 г. и можно предположить исходя из этого, что они сделаны в районе реки Шексны (ныне Вологодская область). Однако уборка зерновых в конце июля в столь северных широтах вызывает некоторые сомнение. По ряду косвенных данных эти снимки Прокудин-Горский мог сделать на южном Урале летом 1907 г.
«Джигит Ибрагим», Байрам-Али, Мервский оазис, Закаспийская область, 1911 г.:
Снимок целиком
Форма на джигите казачья. Как раз в 1911 г. в Мервском оазисе был расквартирован
1-й
Кавказский Князя Потемкина-Таврического Кубанский казачий полк. Судя
по имени (если оно настоящее) и внешности, этот казак — осетин или
представитель другого горского народа.
Кстати, джигитами в то время называли казаков, имевших специальную подготовку по верховой езде.
«Крестьянка мнет лен. Пермская губерния»:
Снимок целиком
Один из самых загадочных снимков в коллекции. Предположительно, относится к числу ранних, был сделан на Урале летом 1907 г. в рамках небольшой серии работ, о которой известно только со слов Прокудина-Горского. Точное место съемки остаётся неопределенным.
Женщина явно позировала для съемки и надела на себя золотые украшения. На одном из трёх кадров у неё проскользнула улыбка на губах.
«В Ботаническом саду в Сухуме»:
Снимок целиком
Предположительно, это портрет директора Ботанического сада, крупного специалиста-растениевода В.В. Марковича, однако не могу найти ни одной его фотографии в подтверждение.
Обратите внимание, в руке у него, кажется, папироса.
«В Малороссии», Путивльский уезд, Курская губерния:
Снимок целиком
Это один из двух портретов малороссиянок у Прокудина-Горского. Оба они принадлежат к весьма загадочной «Малороссийской» серии, созданной, предположительно в 1904 г., т.е. являются одними из самых ранних в коллекции.
Переводчик и проводник Императорского Русского Географического общества в 1907 г. ходжи Якуб из Самарканда:
Снимок целиком
Этот персонаж обнаруживается на нескольких туркестанских работах Прокудина-Горского. Данный портретик вырезан из снимка «Школьники сарты. Самарканд». К сожалению, сохранность негатива оставляет желать лучшего...
Неизвестная дама, 1907 г.:
Снимок целиком
Этот фотопортрет опубликован в одном из номеров журнала «Фотограф-любитель» за 1907 год. Ещё у Прокудина-Горского было 5 «персональных» дамских портретов, ни один из которых до сих пор не идентифицирован.
Обратите внимание, что на авторской репродукции также видна «шевелёнка» — жёлтая полоска над волосами.
Неизвестная на веранде в Лугано, Швейцария, 1908 г.:
Снимок целиком
Один из загадочных снимков. В альбоме Прокудина-Горского ошибочно подписан как «В Италии». На самом деле, как мне удалось установить, снимок сделан на террасе отеля в швейцарском Лугано. Я был на том самом месте, старый отель давно снесён и рядом построен другой. В Лугано Прокудин-Горский приехал, вероятно, в гости к Адриану Лаврову, бывшему редактору журнала «Фотограф-любитель». Загадка в том, кто эта юная барышня на снимке.
Согласно моей версии, это могла быть старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина:
Черно-белое фото сделано в 1921 г., т.е. на 13 лет позже.
Проблема в том, что родной сын Екатерины, к которому мы обратились за помощью, не признал в этой луганской барышне свою мать (в отличие от другого прокудинского снимка, о котором я расскажу позже).
Интересно, сколько бы читатели дали ей лет на вид:
«Грузин — торговец помидорами», 1912 г.:
Снимок целиком
Единственное портретное фото грузина у Прокудина-Горского, причём сделано в Дагомысе или Уч-Дере, т.е. в районе Сочи.
«Городовой в Самарканде», 1911 г.:
Снимок целиком
Снимать русских городовых Прокудину-Горскому было скучно, а как жаль!
«Работа на Бакальском руднике». Тяжелый железный рудник на горе Иркускан, Урал, 1910 г.:
Снимок целиком
Сомневаюсь, что эта барышня работала на руднике лопатой, но вид у неё совсем невесёлый...
«Рыболов на р. Исети». Близ Каменского завода, Урал, 1909 г.:
Снимок целиком
Прокудин-Горский очень любил такие лирические этюды.
Машинист паровоза, депо в Перми, 1909 г.:
Снимок целиком
Снимок называется ‘Паровоз «Компаунд» с пароперегревателем Шмидта’.
«Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет», Урал, 1912 г.:
Снимок целиком
«Этюд девушки», очередная таинственная незнакомка в коллекции Прокудина-Горского:
Снимок целиком
Снимок помещён в альбоме «Разное и этюды» без какой-либо географической привязки. Около года назад на основе анализа заднего плана снимка была выдвинута версия, что он сделан в монастыре Тимотесубани близ Боржома в 1912 году. В этом случае девушка являлась, скорее всего, членом Боржомского дамского благотворительного общества, в пользу которого Прокудин-Горский выпустил специальную серию открыток по своим боржомским снимкам.
Кстати, снимок не вполне цветной, третья часть пластины с одним из цветовых каналов утеряна. Даже странно, что при этом цветность кажется более-менее нормальной.
«Молодой башкир», деревня Яхья (Яхино), 1910 г.:
Снимок целиком
Представители этой национальности довольно хорошо представлены у Прокудина-Горского.
Матрос у рубки парохода «Шексна», на котором Прокудин-Горский путешествовал по Мариинской системе. Рыбинск, 1909:
Снимок целиком
«Торговец материями», Самарканд, 1911 г.:
Снимок целиком
На лицах жителей Самарканда и Бухары интересно прослеживать соотношение европеидных и монголоидных черт. У этого торговца преобладают черты индоевропейского населения древней Согдианы.
«В Палтоге. Этюд». Олонецкая губерния, 1909 г.:
Снимок целиком
Интересно, что держит в руке этот селянин?
Инженер Нестор Платонович Пузыревский, автор проекта плотины на реке Оке у Белоомута, Рязанская губерния, на работах по строительству плотины, 1912 г.:
Снимок целиком
«Формовка художественного литья», Касли, Урал, 1909 г.:
Снимок целиком
Использованы реставрации братьев Ходковских, WalterStudio (Библиотека Конгресса США) и oldcolor.
Между тем, на снимка Сергея Михайловича, если рассматривать их в высоком разрешении, можно найти несколько сотен хорошо различимых лиц. Проблема в том, что человеческая мимика весьма подвижна, и даже если Прокудину-Горскому старательно позировали, три экспозиции в течении нескольких секунд неизбежно приводили к появлению «шевеленки» на лицах. На крупном плане это почти незаметно, однако при многократном увеличении всё это «вылезает» и требуется дополнительная и весьма сложная реставрация, чтобы получился хороший фотопортрет. Лучше всего с этой задачей справлялись братья Ходаковские, работы которых мы уже представляли ранее.
Я решил сделать из прокудинских снимков нечто «вроде портретной галереи», собрать все хорошо различимые лица воедино и провести обзор в нескольких частях. В каждый выпуск случайная выборка из нескольких портретов, представляющих разные регионы, этносы, профессии и сословия. По ссылке можно посмотреть целиком фотографию, из которой вырезаны изображения лиц.
«На жнитве»:
Снимок целиком
С этими русскими крестьянами есть некоторая загадка. Этот и парный ему снимок помещены в конец альбома «Мариинская система» 1909 г. и можно предположить исходя из этого, что они сделаны в районе реки Шексны (ныне Вологодская область). Однако уборка зерновых в конце июля в столь северных широтах вызывает некоторые сомнение. По ряду косвенных данных эти снимки Прокудин-Горский мог сделать на южном Урале летом 1907 г.
«Джигит Ибрагим», Байрам-Али, Мервский оазис, Закаспийская область, 1911 г.:
Снимок целиком
Форма на джигите казачья. Как раз в 1911 г. в Мервском оазисе был расквартирован
Кстати, джигитами в то время называли казаков, имевших специальную подготовку по верховой езде.
«Крестьянка мнет лен. Пермская губерния»:
Снимок целиком
Один из самых загадочных снимков в коллекции. Предположительно, относится к числу ранних, был сделан на Урале летом 1907 г. в рамках небольшой серии работ, о которой известно только со слов Прокудина-Горского. Точное место съемки остаётся неопределенным.
Женщина явно позировала для съемки и надела на себя золотые украшения. На одном из трёх кадров у неё проскользнула улыбка на губах.
«В Ботаническом саду в Сухуме»:
Снимок целиком
Предположительно, это портрет директора Ботанического сада, крупного специалиста-растениевода В.В. Марковича, однако не могу найти ни одной его фотографии в подтверждение.
Обратите внимание, в руке у него, кажется, папироса.
«В Малороссии», Путивльский уезд, Курская губерния:
Снимок целиком
Это один из двух портретов малороссиянок у Прокудина-Горского. Оба они принадлежат к весьма загадочной «Малороссийской» серии, созданной, предположительно в 1904 г., т.е. являются одними из самых ранних в коллекции.
Переводчик и проводник Императорского Русского Географического общества в 1907 г. ходжи Якуб из Самарканда:
Снимок целиком
Этот персонаж обнаруживается на нескольких туркестанских работах Прокудина-Горского. Данный портретик вырезан из снимка «Школьники сарты. Самарканд». К сожалению, сохранность негатива оставляет желать лучшего...
Неизвестная дама, 1907 г.:
Снимок целиком
Этот фотопортрет опубликован в одном из номеров журнала «Фотограф-любитель» за 1907 год. Ещё у Прокудина-Горского было 5 «персональных» дамских портретов, ни один из которых до сих пор не идентифицирован.
Обратите внимание, что на авторской репродукции также видна «шевелёнка» — жёлтая полоска над волосами.
Неизвестная на веранде в Лугано, Швейцария, 1908 г.:
Снимок целиком
Один из загадочных снимков. В альбоме Прокудина-Горского ошибочно подписан как «В Италии». На самом деле, как мне удалось установить, снимок сделан на террасе отеля в швейцарском Лугано. Я был на том самом месте, старый отель давно снесён и рядом построен другой. В Лугано Прокудин-Горский приехал, вероятно, в гости к Адриану Лаврову, бывшему редактору журнала «Фотограф-любитель». Загадка в том, кто эта юная барышня на снимке.
Согласно моей версии, это могла быть старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина:
Черно-белое фото сделано в 1921 г., т.е. на 13 лет позже.
Проблема в том, что родной сын Екатерины, к которому мы обратились за помощью, не признал в этой луганской барышне свою мать (в отличие от другого прокудинского снимка, о котором я расскажу позже).
Интересно, сколько бы читатели дали ей лет на вид:
«Грузин — торговец помидорами», 1912 г.:
Снимок целиком
Единственное портретное фото грузина у Прокудина-Горского, причём сделано в Дагомысе или Уч-Дере, т.е. в районе Сочи.
«Городовой в Самарканде», 1911 г.:
Снимок целиком
Снимать русских городовых Прокудину-Горскому было скучно, а как жаль!
«Работа на Бакальском руднике». Тяжелый железный рудник на горе Иркускан, Урал, 1910 г.:
Снимок целиком
Сомневаюсь, что эта барышня работала на руднике лопатой, но вид у неё совсем невесёлый...
«Рыболов на р. Исети». Близ Каменского завода, Урал, 1909 г.:
Снимок целиком
Прокудин-Горский очень любил такие лирические этюды.
Машинист паровоза, депо в Перми, 1909 г.:
Снимок целиком
Снимок называется ‘Паровоз «Компаунд» с пароперегревателем Шмидта’.
«Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет», Урал, 1912 г.:
Снимок целиком
«Этюд девушки», очередная таинственная незнакомка в коллекции Прокудина-Горского:
Снимок целиком
Снимок помещён в альбоме «Разное и этюды» без какой-либо географической привязки. Около года назад на основе анализа заднего плана снимка была выдвинута версия, что он сделан в монастыре Тимотесубани близ Боржома в 1912 году. В этом случае девушка являлась, скорее всего, членом Боржомского дамского благотворительного общества, в пользу которого Прокудин-Горский выпустил специальную серию открыток по своим боржомским снимкам.
Кстати, снимок не вполне цветной, третья часть пластины с одним из цветовых каналов утеряна. Даже странно, что при этом цветность кажется более-менее нормальной.
«Молодой башкир», деревня Яхья (Яхино), 1910 г.:
Снимок целиком
Представители этой национальности довольно хорошо представлены у Прокудина-Горского.
Матрос у рубки парохода «Шексна», на котором Прокудин-Горский путешествовал по Мариинской системе. Рыбинск, 1909:
Снимок целиком
«Торговец материями», Самарканд, 1911 г.:
Снимок целиком
На лицах жителей Самарканда и Бухары интересно прослеживать соотношение европеидных и монголоидных черт. У этого торговца преобладают черты индоевропейского населения древней Согдианы.
«В Палтоге. Этюд». Олонецкая губерния, 1909 г.:
Снимок целиком
Интересно, что держит в руке этот селянин?
Инженер Нестор Платонович Пузыревский, автор проекта плотины на реке Оке у Белоомута, Рязанская губерния, на работах по строительству плотины, 1912 г.:
Снимок целиком
«Формовка художественного литья», Касли, Урал, 1909 г.:
Снимок целиком
Использованы реставрации братьев Ходковских, WalterStudio (Библиотека Конгресса США) и oldcolor.
0 коммент.:
Отправить комментарий